Бизнес на электрозаправках. Заменят ли они обычные АЗС?

Бизнес на электрозаправках. Заменят ли они обычные АЗС?

Jul 13, 2023

Бизнес на электрозаправках. Заменят ли они обычные АЗС?

Историческая ретроспектива: от аптек к суперсервисам‌

В XIX веке бензин считался антисептиком и продавался в аптеках. Знаменитая поездка Берты Бенц в 1888 году — первой женщины, совершившей 106-километровое путешествие на автомобиле — ярко иллюстрирует эту эпоху: топливо она покупала в аптеках, как и большинство автовладельцев того времени.

К началу XX века появились первые примитивные заправочные устройства: цистерны с ручными насосами. Любопытно, что в России такие установки до сих пор встречаются на сельскохозяйственных предприятиях, а в странах Юго-Восточной Азии бензин продают в пластиковых бутылках объемом 1,5 литра — наследие эпохи, когда инфраструктура не успевала за технологиями.

Эволюция АЗС: от функциональности к мультисервису‌

К 1950-м годам АЗС приобрели современные черты:

Электрические насосы вместо механических;
 Бесконтактные системы оплаты (к 2000-м годам);
Магазины, кафе и даже отели на территории станций.

Например, сеть ‌Shell‌ в Европе экспериментирует с концепцией «энергетических хабов», где водители могут зарядить электрокар, купить органическую еду или арендовать коворкинг-зону. В России «Лукойл» внедряет «умные» АЗС с мобильными приложениями для бронирования услуг.

Электрозаправки: революция или эволюция?‌

Скорость перехода‌

В Норвегии, где 80% новых авто — электромобили, к 2025 году планируют закрыть все традиционные АЗС.
В России, по данным ‌Аналитического центра при Правительстве РФ‌, даже к 2040 году электрокары составят лишь 15% парка.

Технологические барьеры‌

Зарядка vs Заправка‌: Современные гиперзарядные станции (например, Tesla V4) сокращают время зарядки до 15 минут, но это требует мощности в 600 кВт — в 10 раз больше, чем у стандартной АЗС.
Логистика‌: В Сибири и на Дальнем Востоке температура зимой опускается до -50°C, что снижает эффективность батарей на 40%.

Экономика инфраструктуры‌

Строительство одной электрозаправки стоит ‌$150-300 тыс.‌, тогда как модернизация АЗС под «гибридный» формат (топливо + зарядка) обходится в 3 раза дешевле.
Прогнозы: когда исчезнут бензиновые АЗС?‌
Европа и США‌: К 2040-2050 гг., при условии роста доли ВИЭ в энергосетях.
Россия и страны СНГ‌: Не ранее 2070-х годов из-за климатических особенностей и зависимости от нефтяной отрасли.

Ирония истории‌: В будущем «аптечная» модель может вернуться — сети магазинов типа «Пятерочки» или 7-Eleven уже тестируют компактные зарядные устройства в партнерстве с производителями электромобилей.

Заключение‌

Электрозаправки не заменят АЗС, а переформатируют их в ‌мультифункциональные хабы‌. Как бензин когда-то «вышел» из аптек, так и современные станции «войдут» в цифровую эпоху, объединив энергетику, ритейл и IT-сервисы. Полный переход займет не менее 50 лет, причем в России этот процесс будет идти в 2-3 раза медленнее, чем на Западе.